Fazisi: легенда, которая не должна умереть

Автор этого материала, опубликованного в апрельском номере Yacht Russia, — Владимир Мурников, стоявший у истоков создания знаменитой яхты Fazisi.  





Как это часто бывает в наши дни, новость пришла через Facebook. Корпус гоночной макси-яхты, лежащий на мусорной барже, выглядел очень грустно: все палубные дельные вещи сорваны, крышки люков выдраны с мясом, стойки релингов смяты. Но даже в таком состоянии яхта смотрелась благородно.

На мгновение я потерял дыхание. Это была Fazisi, дорогая моя яхта, и она отправлялась в лом. Моя не в том смысле, что она принадлежала мне, но я задумал ее, спроектировал и помог отправиться в знаменитую кругосветную гонку.

Я знал, что Fazisi пострадала от урагана «Ирма» в сентябре 2017 года. Она была выброшена на берег Флорида-Кис на расстояние порядка 500 метров от глубокой воды. При этом чудом неповрежденными остались мачта, киль и перо руля. Ее владельцы не смогли найти средства на спасательную операцию и оставили яхту лежать на берегу четыре месяца. За это время местные жители сняли с палубы все, что имело хоть какую-то ценность. В конечном счете Fazisi забрала с берега компания, получившая контракт на очистку побережья от последствий урагана, яхту погрузили на мусорную баржу. Ей предстояло отправиться в последний путь.

Fazisi родилась в драматичные времена распада Советского Союза. В середине 1980-х годов я был архитектором, немного занимался конструированием яхт и любительским парусным спортом. У меня были большие мечты о парусных плаваниях в океане, об участии в величайшей гонке мира – Whitbread Round the World Race, но я всегда думал об этом как о несбыточной, невозможной мечте. В реальном мире я был обязан жить обычной, скучной и строго регламентированной жизнью.

Затем к власти пришел Горбачев, и положение начало меняться. С малой надеждой на успех я рискнул поверить в судьбу и начал проект Fazisi. Первоначально, когда я поделился своими амбициозными планами насчет участия в гонке Whitbread с моими яхтенными друзьями, многие из них сочли мою затею совершенно идиотской и даже опасной. Это была ожидаемая реакция, но, что удивительно, некоторые из коллег выразили мне свою поддержку.

Обратись я с такой идеей всего пару лет до этого, никто бы даже не стал слушать меня, но ветры перемен уже задули над Россией, и люди начали думать самостоятельно. Мы поняли, что у нас появился шанс.

На тот момент в стране лишь немногие разбирались в парусном спорте и еще меньше что-то знали о предпринимательстве. В этой ситуации всего за два года я смог создать конструкторский коллектив и разработать одну из наиболее инновационных на тот момент макси-яхт, замечательную 83-футовую красавицу, а потом собрать команду энтузиастов, чтобы запустить проект, построить лодку и в конечном счете отправить ее в гонку Whitbread 1989–1990 годов.

Наша работа – как на берегу, так и в открытом море – переживала невероятные взлеты и падения. Мы нашли спонсоров в Советском Союзе, их средств оказалось достаточно, чтобы запустить проект, но недостаточно, чтобы завершить его. Мы начали строительство лодки, но оно шло мучительно и очень медленно, частое отсутствие материалов на предприятии и неопытность коллектива в судостроении привели к тому, что мы потеряли очень много времени. А затем, когда строительство корпуса уже было близко к завершению, в Грузии, на побережье Черного моря, где мы строили нашу яхту, вспыхнула гражданская война, поставив под угрозу все предприятие.

Читайте также  Срок подачи заявок заканчивается!

Полет к свободе

И тем не менее всего лишь несколько недель спустя мы совершили, кажется, просто невозможное, прибыв героями в лондонский аэропорт Хитроу на борту огромного грузового самолета. Как только Ан-124 «Руслан», который привез наш экипаж и недостроенный корпус яхты (83 фута длиной и 20 футов шириной), распахнул свой огромный люк, толпа журналистов с шумом и гамом забралась в грузовой отсек, ослепляя нас фотовспышками. Микрофоны и камеры окружили нас, и пока весь этот журналистский цирк продолжался, экипаж самолета тихо работал за кулисами, чтобы выгрузить нашу лодку. Пока я стоял там на летном поле, внимая шуму и суете Хитроу, меня вдруг как громом поразила мысль: «Да ведь мы сделали это!»

Тем временем по соседней взлетно-посадочной полосе прокатился сверхзвуковой Concorde, заруливая к терминалу после посадки. В какой-то момент он оказался позади нашей яхты и выстроился с «Русланом» в одну линию. Как по команде армада фотографов защелкала фотоаппаратами – великолепный вид, безусловно, заслуживал этого. Экзотический профиль Fazisi, возникающий из чрева российского грузового самолета, элегантный Concorde, скользящий через нежные английские сумерки, ярко-красные серп и молот на хвосте «Руслана» и логотип British Airways, украшающий фюзеляж Concorde, слились в один кадр. Это была «перестройка», подытоженная в одной фотографии.

В тот момент я был в приподнятом настроении, но уже тогда меня раздирали сомнения. Да, мы сделали это, но мы сильно отстали от графика.

Экипаж Fazisi совершил чудо. Работая круглосуточно, мы завершили достройку лодки всего за несколько дней до начала регаты. Мы выиграли гонку со временем и теперь ожидали старта. Мы сорвали джек-пот: нам удалось подключить к проекту именитого спонсора в лице Pepsi Cola – чек от нее нам лично доставил Деннис Коннер. Эта сумма покрывала наши предстартовые расходы с опционом продления на весь гоночный период. Кроме того, американский яхтсмен Скип Новак, ветеран регат Whitbread, присоединился к нашей команде в качестве второго капитана. Так родилось наше сотрудничество.

Fazisi-Pepsi без Pepsi

Утро, когда я вывел Fazisi к линии старта, было восхитительным. Битком набитые зрителями яхты всех типов и размеров, пресс-боты и круизные суда, зафрахтованные богатыми спонсорами, сияющий под ярко-синим небом пролив Солент. Пухлые белые облака быстро закрыли солнце, подул свежий ветер. По крайней мере десяток вертолетов зависли над нами. Начало регаты Whitbread оказалось роскошным зрелищем, и мы были его частью. Моя мечта осуществилась!

С пушечным выстрелом яхта Fazisi-Pepsi ринулась через стартовую линию с советским и американским флагами на транце, возбуждая интерес тысяч зрителей. Это было ликующее начало, но лишь несколько инсайдеров были в курсе того, что команда была полностью сломлена…

Предвидя возмущение в Америке фактом поддержки советской яхты, руководители компании Pepsi в последнюю минуту решили отказаться от продолжения спонсорства. Оно могло бы оказаться хорошим маркетинговым ходом для Pepsi, но решение прекратить поддержку практически утопило все достижения. В конце концов мы смогли превозмочь эту проблему и завершили гонку, доказав, что опасения маркетологов Pepsi были напрасными. Когда Fazisi прибыла на финиш промежуточного этапа в Форт-Лодердейл, штат Флорида, американцы, напротив, тепло приветствовали ее.

Читайте также  Дмитрий Ходырев и Мария Кислухина

Но это было много позже. А когда Fazisi взяла старт и пошла в море под спинакером с гигантским логотипом Pepsi, никто из нас не знал, как далеко мы сможем дойти без финансовой поддержки.

Триумф и трагедия

Невероятно, но факт – необкатанная лодка с неопытным экипажем закончила первый этап до Пунта-дель-Эсте (Уругвай) на шестом месте во флоте из 23 яхт, опередив многих конкурентов. Учитывая, что лондонские букмекеры ставили сто к одному на то, что мы даже не сможем стартовать, это был большой успех. Мы стали звездой всех международных новостей!

К сожалению, всего лишь несколько дней спустя Fazisi снова стала их героем. После того как российский капитан Алексей Грищенко был найден в парке мертвым… Борьба с массой никогда не заканчивавшихся препятствий, огромное давление и ответственность без малейшей передышки оказались слишком тяжелыми для него. Он ушел из жизни, оставив бессвязную записку, не объяснявшую ничего.

Эта трагедия почти остановила наше путешествие. Но, возможно, именно русские, как никто, способны объединяться в трагических обстоятельствах. Глубоко потрясенные, мы все же смогли найти последние запасы энергии для продолжения гонки через Мировой океан, теперь – со Скипом Новаком на руле.

Через Мировой океан

Реальность нашего приключения оказалась совершенно отличной от того пути, о котором нам мечталось. Мы были чересчур наивными и, когда начинали проект, понятия не имели о масштабах стоявшей перед нами задачи. Слишком часто мы сталкивались с невезением и бесконечными испытаниями, чувствовали себя зашедшими в тупик. Голос надежды звучал в наших душах очень тихо, но именно надежда провела нас через все испытания.

…И в конце тоннеля загорелся свет. Мы были упорными, мы никогда не сдавались и в конечном счете вышли победителями. Не из самой гонки, которую мы закончили лишь одиннадцатыми, но из борьбы со временем, препятствиями и нашими собственными недостатками. В тех обстоятельствах это казалось чудом.

Плавание Fazisi стало возможным только благодаря доброй воле и помощи тысяч людей – спонсоров, добровольцев, которые помогали ремонтировать лодку, и тех, кто делал все, чтобы помочь нам: от организации продаж сувениров с Fazisi до кампаний по сбору средств во всем мире. Те наши мероприятия сегодня стали легендой. Показ мод в Окленде (Новая Зеландия) с красивыми моделями, конкурс Hooters в Форт-Лодердейле с экипажем Fazisi в качестве судей, выставка русского искусства в Палм-Бич… Был даже боксерский матч Fazisi с Мохаммедом Али в качестве рефери! Да, это были удивительные времена.

Я очень рад, что мы оказались в состоянии сделать все это вместе, и, как дизайнер, я доволен тем, что лодка благополучно прошла всю регату, хотя мне грустно осознавать, что мы так и не раскрыли весь ее потенциал.

Влиться в обычную жизнь

Жизнь Fazisi после регаты Whitbread была значительно менее драматичной. Постепенно она превращалась из чистокровного гоночного скакуна в обычного парусного труженика – судьба, типичная для ушедших в отставку гоночных яхт.

После финиша гонки Fazisi вернулась в Соединенные Штаты для участия в Туре доброй воли вдоль восточного побережья от штата Мэн до Флориды с совместным экипажем из российских и американских яхтсменов. Это было фантастическое время, сразу же после падения Берлинской стены и в разгар «перестройки», когда казалось, что холодная война ушла в прошлое, что Америка и Россия могут стать партнерами, а не врагами.

Читайте также  Курс на восток!

Потом Fazisi была продана. Затем она переходила из рук в руки до тех пор, пока не была приобретена ассоциацией польских яхт-клубов Северной Америки. Яхта продолжала активно участвовать в гонках, несколько раз пересекла Атлантический океан. Она провела немало времени, крейсируя между польским яхт-клубами Чикаго, Торонто и Нью-Йорка, зимовала на островах в Карибском бассейне и в Южной Флориде. Там она и встретила ураган «Ирма» и свою судьбу…

Шанс на вторую жизнь?

Увидев Fazisi поверх мусорной баржи, я был шокирован, но понял, что все закономерно: у яхты была большая, насыщенная жизнь, она сделала счастливыми множество людей и она будет с любовью вспоминаться по всему миру. В ту ночь я выпил за Fazisi рюмку коньяка и пошел спать.

Первое, что я увидел в новостях на следующее утро, была фотография Fazisi, счастливо покачивающейся на воде, выглядящей немного растрепанной, но все же в очень хорошей форме. Заголовок гласил: «Девочка просто отказывается умирать!»

После нескольких сделанных накоротко телефонных звонков я узнал о том, что член последнего экипажа Fazisi Юрий Равлушко, русский яхтсмен, живущий в Чикаго, вылетел во Флориду, чтобы попрощаться с Fazisi, но прямо на месте взял и купил лодку за мгновение до того, как она была отправлена на слом. Теперь она благополучно ошвартована в Ки-Уэсте.

Это был чисто эмоциональный поступок. Юрий – небогатый человек и не имеет средств для полного восстановления лодки. Он связался со мной, и мы начали мозговой штурм на тему, что может быть сделано для сохранения легенды.

Конечно, для меня Fazisi – это гораздо больше, чем просто яхта. Она часть моей жизни, и очень значительная. И хотя я полностью осознаю масштабность задачи сохранения Fazisi, учитывая то состояние, в котором она сейчас находится, я хочу еще раз дать ей шанс.

Сейчас я вижу два сценария, которые могли бы сработать.

Самый простой – превратить Fazisi в памятник, который можно будет поставить где-нибудь в России, например на набережной Санкт-Петербурга. Это будет отличная и красивая память о пока самом большом достижении России в океанских гонках. И я думаю, что это может быть сделано с достаточно скромными затратами.

Второй план, гораздо более амбициозный, – это восстановление яхты в изначальном виде. Это огромная задача, но ведь и сама ее постройка была не самым простым делом. Может быть, мы должны попытаться вернуть Fazisi как истинно совместное российско-американское предприятие (как предполагалось с самого начала) при поддержке российских и американских компаний и частных лиц? Или, быть может, целесообразнее перестроить ее в учебное судно, где молодые яхтсмены всего мира будут получать свой первый офшорный опыт?

Оживет ли снова Fazisi, начав новую славную жизнь? Ответ на это знает только время…

Для спасения яхты Fazisi открыт счет на PayPal: fazisilegend@yahoo.com

Можно перевести деньги через сайт GoFoundMe: https://www.gofundme.com/help-make-fazisi-great-again

Полностью материал Владимира Мурникова, а также комментарии Владимира Кулиниченко, Сергея Бородинова и Юрия Равлушко, – в апрельском номере Yacht Russia, который уже поступил в продажу и рассылается подписчикам.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.