Карманная навигация

Прошло всего чуть более полутора десятка лет после внедрения в практику крейсерских гонок и плаваний приемников GPS, сделавших переворот в навигации, как они стали потихоньку исчезать из номенклатуры производителей, уступая место картплоттерам самых разных размеров – от карманных с экранами размером со спичечный коробок, до стационарных с экранами до 10 дюймов и более.


Текст Валерия Евстратова

Понятно, что при использования картплоттера для навигации размер экрана имеет большое значение – чем он больше, тем легче читать карту, работать с нею, наблюдать выводимые навигационные данные. Однако, большие цветные экраны неэкономичны по питанию. Например, картплоттер ChartMaster 169CS с 7-дюймовым экраном потребляет от бортсети 0,63 А, а ChartMaster 11CVX с 10-дюймовым – 1,28 А. Поэтому, на небольших яхтах, не имеющих возможности подзарядки аккумуляторов в длительном плавании, приходится ограничивать использование картплоттеров на сложных участках маршрута и для корректировки положения судна.

Помимо этого, есть еще один нюанс, ограничивающий применение крупных картплоттеров на небольших яхтах. Дело в том, что обычно такие приборы располагают в каюте в местах, недоступных для наблюдения из кокпита. Если на большой яхте можно выделить члена команды для наблюдения за картой и подачи команд рулевому, то для экипажа в составе трех-четырех человек на гонках такое вряд ли возможно.

Из всего вышесказанного напрашивается вывод – при всем желании иметь прибор с большим экраном в ряде случаев приходится ограничиваться небольшим картплоттером, способным размещаться даже в кармане рулевого. Но тут неизбежно возникает вопрос – что можно разглядеть на крохотном, со спичечный коробок, экране, вернее – экранчике? Можно ли пользоваться таким прибором в условиях гонок, в плавании в сложных навигационных условиях?

Для ответа на этот вопрос предоставляю слово эксперту – всем известной яхтсменке Надежде Темес (более известной как Шуваловой), много лет использующей различные карманные приемники GPS и картплоттеры.
"Сейчас навигация перестала быть экзотикой. На дороге GPS-навигатором не пользуется только ленивый. Да и на воде все чаще встречаются те, кто даже в канале с включенным картплоттером ходит. Благо карты появились. И тем, кто решит, что предыдущее высказывание – попытка посмеяться, поспешу возразить. По каналу с навигатором мы, конечно, не ходим, но даже на знакомых акваториях, в том числе и на водохранилищах, частенько пользуемся. Ведь в задачу штурмана входит не только безопасно провести судно (для этого действительно лоции хватит), но и оптимизировать путь и скорость. А вот тут уже навигатор полностью на своем месте – он и границу (и, что, зачастую важнее, – форму) мели обозначит, и заход ветра не даст пропустить, и курс на знак издалека покажет, и причину изменения скорости яхты позволит проанализировать.
Вот только встает вопрос, какой навигатор выбрать. Хорошо, конечно, когда на HANSE 37 или 40 на релинге штурвальной колонки закреплен десятидюймовый монитор. Все наглядно, рулевой видит, куда ему идти, а не только слушает команды из каюты. А значение оперативности поступающей информации трудно переоценить – позволю себе небольшую автоцитату[1]:
«Со старта яхты уходят полным бейдевиндом, причем мнения разделяются, – часть флота ложится на генеральный курс, остальные забираются чуть выше, пытаясь удержать скорость. Забираясь наверх, упираемся в острова. Резко уваливать совсем не хочется. Направляемся в проход между островами. Рядом «Крок». Глубина уменьшается. У острова видны камни. Вдруг прямо по курсу возникает веха. У «Крока» не выдерживают нервы, он делает поворот и уходит выше островов. Наш GPS показывает, что мы идем в пределах десятиметровой изобаты, и неприятностей мельче 4,8 метра впереди по курсу нет. Доверяя карте, замечательным полным бейдевиндом легко проходим между островами. Да здравствует электронный навигатор перед глазами рулевого! В прошлом году со стационарным картплотером как раз на этом же месте такой номер не прошел! (Пока штурман в каюте разбирался с картой, рулевой, испугавшись, уже отвернул!)»
Все так – на небольших яхтах наших акваторий стационарный большой монитор не поставить. В каюте он требует отдельного члена экипажа, специализирующегося только на штурманских обязанностях, а такая роскошь небольшому экипажу не доступна, а на палубе помешает работе команды. Вот тут-то на помощь приходят небольшие мобильные устройства. Чаще всего для них где-нибудь в удобном месте, хорошо видимом рулевому, закреплен держатель с подведенным питанием от стационарного аккумулятора. А при необходимости, такое устройство можно снять и убрать в каюту, или сходить с ним на собрание капитанов, или вовсе съездить в город, или пройтись по лесу за грибами, если пришли настолько раньше соперников! Да и на больших чартерных яхтах такое небольшое запасное устройство меня не раз выручало – лодки чужие, никогда не знаешь, какую подлость они могут выкинуть! Случалось, что плоттер отказывался работать, был случай, когда у компании не было для него карты района плавания, да и просто в незнакомом приборе не всегда с ходу удается найти все необходимые функции.
Отдельный вопрос о том, какого размера должно быть такое мобильное устройство. Каждое решение имеет свои плюсы и свои минусы. Те, кто выбирает в пользу мобильности, жертвуют наглядностью, и наоборот. Из-за явно недостаточной наглядности, в свое время, я была вынуждена заменить компактный GARMIN GPSMAP76C на более громоздкий GPSMAP276. Но нужно отметить, что чем дальше, тем больше прослеживается тенденция к увеличению наглядности компактных приборов – улучшаются карты и программное обеспечение, за счет применения тачскрина, увеличивается размер монитора по отношению к габаритам самого устройства. Поэтому все чаще выбор падает на действительно миниатюрные приборы, что можно только приветствовать".

После столь лестной оценки возможностей карманных картплоттеров остается только перейти к знакомству с предлагаемыми производителями моделями данных приборов, а точнее – к продукции компании Garmin, в единственном числе представленную в этом сегменте рынка навигаторов.

Читайте также  Всегда на связи

Из весьма внушительного многообразия производимых фирмой карманных приборов отберем те, которые позиционируются как морские, либо имеющие набор функций, позволяющих использовать их для судовождения.

Фирма Garmin производит большое количество моделей носимых картплоттеров для разнообразных видов туризма, в том числе и для водного. Условно их можно по габаритным размерам разделить на две группы – миниатюрные и компактные.

Миниатюрные навигаторы представлены серией под общим наименованием eTrex. Она включает в себя 6 одинаковых по габаритам по характеристикам приборов, отличающихся друг от друга типом экрана и набором функций. Рассмотрим наиболее оптимальный по цене и функциональности картплоттер eTrex Legend (рис. 1).

Картплоттеры Legend выпускаются в двух вариантах – с монохромным и с цветным дисплеем. Несмотря на свою миниатюрность (107 х 56 х 30 мм., экран 43 х 33 мм ) по своим характеристикам и функциональности они не уступают своим более крупным «собратьям». Они имеют высокочувствительные 12-канальные приемники, большой объем памяти, позволяющий записывать до 1000 путевых точек, 50 маршрутов, 20 траекторий и встроенную мировую карту. Имеющийся слот позволяет загружать дополнительно подробные карты с карточек microSD.

Прочный корпус обеспечивает полную защиту от воды и механических повреждений. Питание приборов осуществляется от двух батарей АА, срок непрерывной работы монохромного прибора – 25 часов, цветного – 18.

Навигатор имеет USB порт для обмена путевыми точками с другими навигаторами и компьютером.

В ближайшем будущем на смену производившимся с двухтысячного года навигаторам eТrex придут новые модели той же марки – eTrex -10, eTrex — 20 и eТrex 30. Основным отличием новых моделей от предшественников является наличие у них приемников, способных работать одновременно с двумя имеющимися навигационными системами – российской ГЛОНАСС и американской GPS.

Помимо приемника, новые модели отличают от предыдущих наличие экрана с большим количеством цветов (65000 оттенков), позволяющий вести просмотр фотографий, растровых изображений и снимков со спутника. Увеличенный объемом памяти позволяет сохранять до 2000 путевых точек, 200 маршрутов и 200 траекторий. Модель eTrex-30 имеет встроенный магнитный компас, позволяющий определять направление на север при остановке и на малых скоростях.

Как и предшественники, модели eTrex-20 и 30 имеют встроенную мировую карту и возможность загрузки детальных карт производства Garmin или НАВИКОМ. (ВВП России) с карточек microSD.

Среди компактных навигаторов наибольший интерес представляют две модели – GPS MAP-62 (рис.2) и GPS MAP 78. (рис. 3.), последний из которых представлен производителем как морской.

Оба прибора имеют прочные герметичные, обрамленные литой резиной корпуса, защищающие их содержимое от ударов и воздействия воды, вплоть до погружения в воду. К тому же, GPS MAP-78 обладает плавучестью (может, поэтому он назван морским, т.к. других отличий у них не обнаруживается).

Навигаторы имеют высокочувствительные 12-канальные приемники, на открытых водоемах обеспечивающих одновременный прием до 12 спутников, яркие цветные (65 цветов) дисплеи размером 41 х 56 мм (2,6” по диагонали).

Питание приборов осуществляется от двух пальчиковых батарей типа 2АА или аккумуляторов; срок работы от батарей до 20 часов. Вес с батареями – 260 и 218 г соответственно.

Большой объем памяти позволяет создавать до 2000 путевых точек, 200 маршрутов и вести запись до 200 траекторий, а также поддерживать предустановленную мировую карту. Детальные карты отдельных районов производства Garmin поставляются на карточках microSD и устанавливаются в находящийся в батарейном отсеке предназначенный для этого слот (продаваемые в России навигаторы Garmin поставляются с картами ВВП РФ производства НАВИКОМ). Помимо этого, приборы могут работать с растровыми картами и космическими снимками.

Оба навигатора имеют очень полезную функцию – трехстепенной магнитный компас, позволяющий, в отличии от GPS компаса, давать точные направления на малых скоростях движения и на стоянке.

Следующую группу картплоттеров карманными можно назвать условно – они несколько крупнее приборов предыдущей группы и предназначены для установки на снегоходах, квадрациклах, автомобилях, мотоциклах, однако их можно использовать и в карманном варианте.

Данную группу представляют приемники Garmin типа Dacota, Colorado, Oregon и самая последняя модель Montana. Характерной особенностью приборов этой серии являются большие (50 х 89 мм) цветной сенсорный экран (56 цветов, разрешение 272 х 480 пикселей).

Рассмотрим характеристики и возможности навигаторов этой группы на примере модели Montana (рис. 4).

Все перечисленные картплоттеры имеют габариты 75х144х36 мм.

Читайте также  SPIBS 2015. Итоги

Питание осуществляется от встроенного аккумулятора или от трех батарей типа АА. Вес при этом будет составлять соответственно 289 г. и 333 г.

Прочный водонепроницаемый корпус надежно защищает прибор от воды, пыли грязи, ударов и позволяет использовать его в самых сложных условиях – на борту яхты, в походе, на мотоцикле.

Приборы данной серии имеют двойное назначение. Наличие функций «Навигация на дорогах» и «Навигация в море» в совокупности с картой «Дороги России» позволяют использовать их, например, в качестве автомобильного навигатора при транспортировке яхты, а потом, после спуска на воду – в качестве морского.

Отличительной особенностью данной серии является наличие встроенной 5-мегапиксельной камеры. Каждый сделанный снимок автоматически привязывается к координатам места в момент снимка и сохраняется в памяти. Снимки можно просматривать на экране приемника или на компьютере с помощью специального программного обеспечения Garmin BaseCamp™. Встроенная память в 3 ГБ позволяет хранить фотографии, 200 маршрутов, 4000 путевых точек, 200 тракторий.

Для навигации может быть использован широкий ассортимент записанных на microSD карт – BlueChart G2 при плавании в море, Дороги России – при плавании по внутренним водным путям России, City Navigator – для движения по дорогам от поворота к повороту, топографические карты для туристов.

Как и в предыдущей серии, все приборы имеют магнитный компас.

Интересной и полезной особенностью навигаторов является наличие функции беспроводного обмена данными между совместимыми приемниками Garmin, позволяющей производить передачу и прием путевых точек, маршрутов, траекторий.

Сенсорный экран дает определенные преимущества в управлении навигатором перед обычными приемниками с кнопочным управлением, но возникают сомнения в удобстве использования таким способом управления в момент крейсерских гонок. Для ответа на этот вопрос прибор Надежде Темес был передан на тестирование в ходе регаты модель Montana 650. В ходе тестирования должны были быть проверены возможности использования самого приемника и удобство работы с сенсорным экраном. Результаты тестирования в приложении.

Теперь обратимся еще одному картплоттеру, который даже условно нельзя назвать карманным, однако включенный в данную публикацию, поскольку имеет встроенный аккумулятор и может работать автономно, тем более, что его размеры позволяют положить его в карман, засунуть под непромоканец. Это – Garmin GPS MAP 620 (рис.5). Расположенный в тонком плоском корпусе 114 х 69 мм с 5” дисплеем, он больше напоминает модные сейчас планшетные компьютеры.

Картплоттер имеет большой яркий сенсорный экран с разрешением 800 х 480 пикселей и прочный водонепроницаемый корпус, позволяющий успешно эксплуатировать его в самых жестких условиях.

Как и отмеченные выше навигаторы, данный прибор может работать в морском и в автомобильном режимах. В морском режиме может использоваться режим отображения 3D “Meriner’s eye view” (вид над ватерлинией) или “fish eye view” (вид под ватерлинией) с использованием карт BlueChart G2 Vision.мимо этого, могут использоваться встроенная карта мира и карты BlueChrt G2 (для внутренних водных путей РФ — карты «Дороги России»).

Объем внутренней памяти позволяет записывать и сохранять до 1500 путевых точек, 50 маршрутов и 20 траекторий (10000 точек).

Несмотря на относительно небольшой размер, прибор поддерживает все функции, присущие «большим» картплоттерам – режим АИС (автоматической идентификации судов), прием и формирование ЦИВ (цифрового избирательного вызова, используемого для передачи и приема вызовов и сообщений о бедствии), таблицы приливов, звуковую сигнализацию. Интерфейс NMEA 0183 позволяет использовать прибор в сети с совместимыми приборами.

ТЕСТ НАВИГАТОРА MONTANA 650
Моя приверженность устройствам GARMIN имеет уже достаточно давнюю историю и определяется безусловными преимуществами приборов этой марки, такими как удивительная эффективность, надежность, долговечность, удобство в использовании, хорошая картография, вполне приличное позиционирование относительно карты. Именно по этим причинам старенький GARMIN 276 сопровождает меня во всех поездках, не раз доказав свою необходимость и многократно оправдав вложенные средства. Но жизнь идет и прибор, соответственно, стареет, заставляя задуматься о необходимости обновления.
Обзор рынка мобильных устройств заставил меня остановиться на модели GARMIN 620, наиболее близкой в современной линейке к моему любимому 276-му. Но, когда я, по традиции, обратилась в Навиком, мне предложили протестировать более компактное и современное устройство GARMIN MONTANA 650. Предложение было принято с благодарностью, и вот MONTANA летит со мной в Турцию, чтобы показать свои возможности на регате чартерных крейсерских яхт. Первые впечатления вполне положительные – картплоттер имеет размеры обычного пятидюймового навигатора с большим экраном на передней панели (сказывается отсутствие кнопок). Необычна только значительно большая толщина с дополнительным заметным выступом сзади в центральной части. Хотя устройство позиционируется как мобильное, но в кармане его носить не слишком комфортно, зато в руке лежит удобно и не скользит, благодаря покрытию, напоминающему резиновое. При этом с точки зрения мобильности радует отсутствие выступающей антенны. В данной модели она полностью спрятана внутри. А выступ позволяет заменять штатный аккумулятор тремя пальчиковыми батарейками. С учетом того, что в комплекте штатно идет только зарядка от 220 вольт, это отнюдь не лишнее приспособление для яхты. Штатное крепление позволяет установить его в зоне видимости рулевого, например, на рулевой колонке (рис.6).
При сравнительно небольшом (в сравнении со стационарными картплоттерами) размере экрана карта достаточно информативна. Полностью исчезли проблемы, из-за которых пришлось в свое время отказаться от компактного GARMIN 96. Карта отлично масштабируется. При желании можно уместить на экране весь залив Фетие и просмотреть весь маршрут гонки целиком, составить представление о влиянии высоких берегов или вероятности использования бриза. Во многом благодарить за это нужно сенсорный экран – одним движением пальца можно убрать за пределы экрана поля данных и так же легко вернуть их на место, не разыскивая нужную функцию в меню. Соответственно очень легко на простых участках превращать Монтану в весьма информативный дисплей с данными о движении яхты (я традиционно выбираю поля с курсом, направлением, расстоянием до следующей точки и скоростью, но можно при желании в меню выбрать те данные, которые более интересуют именно вас). Эти поля съедают часть поля карты (справа при горизонтальной ориентации), но оставшаяся часть вмещает значок позиционирования, линию курса, вектор направления движения и достаточную картографическую информацию, чтобы составить представление о районе плавания. Тачскрин позволяет движением пальца подвинуть карту и увидеть прилегающие районы. Если есть необходимость просмотреть больший участок, можно легко освободиться от поля данных и уменьшить масштаб. Радует при этом то обстоятельство, что, даже вылетая в карту мира, получаешь вполне правдоподобные очертания берегов и изобаты, позволяющие окинуть взглядом все пространство от Фетие до Бодрума. Самый мелкий масштаб морской карты дает вообще все южное побережье, но им пользоваться неудобно – не масштабируемые маяки перекрывают все пространство карты. Скорость обновления в движении – без нареканий, а вот при изменении масштаба прибор слегка подтормаживает. Хотя само изменение реализовано достаточно удобно – достаточно коснуться виртуальных кнопок плюс или минус прямо на экране. (Здесь можно отметить, что избалованность мультитачскринами несколько раз заставляла ошибаться в попытке изменить масштаб движением пальцев – Монтана такую функцию не поддерживает). Порадовало и почти полное отсутствие глюков, за исключением появлявшейся изредка неполной прорисовки карты при изменении масштаба (лечится повторным изменением).
В целом достаточно удобны виртуальные кнопки управления. Переход в меню, настройки, поиск и возврат в карту через касание экрана оказались значительно более удобными, чем кнопочное управление. Легко строится и редактируется маршрут (позволяет ввести известные точки, а потом корректировать маршрут прямо на карте, добавляя точки обхода выступающих мысов или иных препятствий).
Прибор русифицирован полно и достаточно квалифицировано. Но после использования старого с английским языком некоторые термины на русском вызвали вопросы (из «направление» и «по курсу» именно направление указывает, куда вам нужно держать курс, а по курсу, это куда вы в реальности направляетесь). Но во всей полноте, к сожалению, испытать прибор не пришлось. Точнее я побоялась за чужую дорогую технику. Шторм первых четырех дней был такой силы, что мой родной 276й в водозащищенном исполнении просто заполнился водой. (Выливали в прямом смысле слова). Так что Монтану в эти дни пришлось поберечь в каюте. Соответственно проверить, как реагирует на управление касанием мокрый экран, не пришлось.
Зато оставшиеся два гоночных дня светило солнце. Вот только незадача – порванный во время шторма грот заставил пропустить гонку и уйти на ремонт. А последняя гонка была внутри залива Мармариса, знакомого почти как Пестово, так что там картплоттер был не слишком нужен.
Из замеченных недостатков могу отметить только два незначительных – прибор может не обнаружить установленную карту памяти и приходится ее переустанавливать до тех пор, пока она не будет обнаружена. И очень внимательно нужно подходить к настройке режима. Выбор морского режима (движение по прямой) в верхнем уровне меню не достаточен. При попытке задать движение по маршруту прибор упорно продолжает отказываться, ссылаясь на отсутствие дорог. В морскую навигацию он переходит только после выбора морского режима в настройках меню.
Работа от аккумулятора в автономном режиме порадовала не слишком – все-таки пятидюймовый тачскрин требует достаточно большого питания. Спасал запас батареек, но и они быстро таяли. Хотелось иметь зарядку от 12 вольт, но штатно она не предусмотрена.
В целом прибор оставил положительное впечатление. Небольшой, универсальный (его можно с успехом использовать на берегу в автомобильном и туристическом режиме, легко заменяя микро SD карты памяти с картографической информацией, хотя часть береговой информации есть и на морской карте), информативный, удобный и надежный, он позволяет обойтись одним устройством, отправляясь в путешествие. Но недостаточная автономность и желательная привязка к стационарному аккумулятору пока не повернули мое мнение однозначно в его сторону, с учетом того, что, в первую очередь, мне он нужен на яхте. Хочется сравнить его с 620м, возможно еще менее автономным, но более приспособленным (в штатной поставке) к питанию от стационарного аккумулятора, и только тогда сделать окончательный выбор.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №1-2 (38), 2012 г.

Читайте также  Компьютер для яхты

[1] Речь идет об Онежской регате 2005 года.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.