Мощная струя

Один мощный нанос и пара расположенных по бортам дюз – такой выглядит схема водометного подруливающего устройства, которое в будущем сможет составить конкуренцию классическим подрулькам. Будет ли соперничество успешным?

Текст Александра Вормса

За штурвалом своего Hunter 356 его владелец Исаак Оумен. В одиночку он играючи заводит почти 11-метровую яхту кормой в бокс при сильном боковом ветре. Наблюдатели каждую секунду ожидают услышать характерное ворчанье носовой подрульки, но не слышат ничего. В руках у владельца – лишь пульт дистанционного управления. При этом – ни малейшей ошибки и никакого шума.

Только иногда слышно легкое гудение, да возле носа появляется белая полоса пены. Немедленно судно реагирует на это, отклоняя нос в противоположную сторону. Но что же именно происходит?

«Шум внутри – это работа помпы, которая забирает воду. Дальше вода – на корме или в носу – выбрасывается за борт через дюзы. Реактивный момент от струи отводит судно в нужном направлении», – поясняет идущие внутри яхты процессы Петер Катс из компании HollandMarineParts, которая с 2010 года развивает подобную схему.

Она была позаимствована у основателя компании VetusВ.Х. Оудена, который, продав этот бизнес, основал фирму Willdo. «Мы выкупили часть этой фирмы и переработали принцип водометного подруливающего устройства, сильно улучшив его во множестве деталей. Мы собрали полноценный испытательный стенд, на котором и экспериментировали с соплами, клапанами и помпами», – продолжает Катс.

На замену рычащей подрульке

Теперь система функционирует без проблем и вибраций. Это владелец яхты отметил для себя еще во время тестов в гавани Гельветслуис к югу от Роттердама. Шум тоже очень низок, слышны лишь гудение электромотора и шипение воды, выбрасываемой из дюз.

Читайте также  Подводные крылья станут управляемыми!

Это невозможно сравнить с традиционной системой, где кавитация на лопастях пропеллера в поперечной трубе вызывает самый настоящий рев, одновременно снижая эффективную тягу.

Поскольку Jetthruster, как назвали новую систему, приводится помпой (насосом), а не винтом, то кавитации не возникает. Таким образом, сразу убиваются два зайца: растет тяга и уменьшаются шумы. То, что помпа дает бОльший импульс, очевидно даже без изучения ее технических характеристик: стоя на носу при включении системы в работу ощущаешь большое ускорение, несравнимое с производимым классической «винтовой» подрулькой. При 3 баллах по Бофорту система играючи справляется с боковым ветром. Но даже и при 20-узловом ветре нет никаких проблем маневрировать так, как посчитаешь нужным, разъясняет довольный владелец.

Эффективность работы системы повышается за счет особой формы дюз, которые, сужаясь, повышают скорость выбрасываемого потока. В ходе тестового выхода система превзошла все ожидания: тихая, очень мощная, а продолжительность непрерывной работы не отличается от таковой для классической «винтовой» схемы: лишь после четырех минут работы новую подрульку следует выключать, поскольку мотор в помпе начинает сильно нагреваться. Этого времени должно с запасом хватить на любой маневр в бухте или гавани при отходе или швартовке.

С монтажом проблем нет

«У меня на яхте водяной танк находится под носовой койкой, как раз там, где должен проходить тоннель носового подруливающего устройства. Так что у меня попросту не было выбора, – разъясняет владелец яхты. – Сначала я был настроен скептически, но потом сам убедился – монтаж системы не затронул водяного танка, он остался на своем месте. Эффективность работы, к счастью, тоже оказалась очень высокой».

Дюзы системы тоже требуют мало места, поскольку сечение выходных отверстий намного меньше диаметра туннеля классического подруливающего устройства.

Читайте также  Новый взгляд на старый вопрос

Кроме того, при монтаже классической подрульки приходится располагать ее тоннель существенно ниже КВЛ, чтобы на волнении в него не попадал воздух. Еще один момент – этот тоннель следует располагать как можно дальше в нос (или корму) от ЦБС, чтобы увеличить момент, поворачивающий яхту вокруг оси. На современных яхтах с плоскими U-образными обводами это бывает затруднительно.

Поскольку же у Jetthruster’aточна забора воды в помпу находится приблизительно в центре корпуса (то есть, заметно ниже КВЛ), то нет опасности попадания воздуха в дюзы. Кроме того, при монтаже системы практически полностью отсутствуют работы, связанные с резанием пластика и последующим ламинированием, так раздражающие владельцев. Всего-то и делов, что просверлить отверстия, установить фитинги дюз и смонтировать проводку. Еще одним дополнительным положительным эффектом будет уменьшенное сопротивление на ходу из-за отсутствия тоннеля.

«За счет компактных дюз система подходит даже для тех яхт, которые из-за своих форм непригодны для монтажа традиционных подрулек», – радует нас ХеннигМиттельман с предприятия MittelmannsWerftв Каппельне, которое является дилером систем Jetthruster.

Пожалуй, думать о монтаже этой системы стоит не только тем, владельцам, чьи яхты не позволяют установить на них традиционные «винтовые» подруливающие устройства. Тихие, мощные, позволяющие легко «расширить» их от чисто носовых до «полноразмерных» (в носу и на корме) подрулек, эти системы еще и интересны по цене: всего 3500 евро стоит самая скромная из них, монтаж которой крайне прост. Подходящую систему и схему монтажа для своего судна можно легко подобрать на веб-сайте изготовителя всего за пять шагов.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №4 (51), 2013 г.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.